1 мая 2024 года исполняется 100 летсо дня рождения, наверное, одного из самых известных сибиряков в мире — Виктора Астафьева. Его книги переведены на 34 языка.
Тяжелое детство, сиротский приют, война — на его долю выпало много испытаний. Он правдиво писал и о красоте сибирских деревень, и о суровых военных буднях: автор считал, что главное — «оставаться верным писателем жизненной правде»
«Беспризорничество. Сиротство. Интернат»
Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в деревне Овсянка недалеко от Красноярска. Родители были небогатыми крестьянами, Виктор был единственным ребенком в семье, две его сестры умерли в раннем детстве. Детство будущего писателя было тяжелым. Родители — Петр и Лидия Астафьевы — плохо ладили между собой. Семьи коснулось и раскулачивание: советские власти национализировали мельницу, которая много лет помогала Астафьевым прокормиться.
А
«…Призвали моего папу мельничать, пообещав зачислить его и маму мою в колхоз, чему мама была безмерно рада, но потрудиться ей на счастливой коллективной сельхозниве не довелось. Папа мой, восстановив мельницу, снова загулял, закуролесил, не понимая текущего момента, и однажды сотворил аварию, но мельница-то не его уже и не дедова — это уже социалистическая собственность, и папу посадили в тюрьму…»
Виктор Астафьев, «Расскажу сам о себе…»
А
1931 год стал особенно трагичным для Виктора Астафьева: погибла его мать, а отца осудили на пять лет, признали врагом народа и отправили в Карелию — на строительство Беломорканала. Мальчик остался на попечении бабушки. Этот период его жизни лег в основу сборника «Последний поклон» и рассказов «Фотография, на которой меня нет» и «Конь с розовой гривой».
А
Осенью 1934 года отец Виктора Астафьева вернулся в Овсянку. На стройке Беломорканала его признали ударником пятилетки и освободили досрочно. Вскоре Петр Астафьев женился второй раз и вместе с женой и сыном перебрался в небольшой город Игарка. А
О жизни в Игарке Астафьев вспоминал с горечью и болью: отец и мачеха мало интересовались им, и вскоре новая семья буквально выставила мальчика на улицу — он оказался в детском доме. «Беспризорничество. Сиротство. Детдом-интернат.Все это пережито в Игарке. Но ведь были и книги, и песни, и походы на лыжах, и детское веселье, первые просветленные слезы», — вспоминал он об этом времени.
А
Игнатий Рождественский, преподаватель русского языка и литературы в детском доме, стал его другом на долгие годы: писатель уважал его за «требовательность и человеческое внимание». Другим наставником Астафьева был директор детского дома Василий Соколов. И Рождественский, и Соколов заметили, что мальчику легко даются литература и русский язык, и советовали ему подумать о писательской карьере.
А
В 1941 году Виктору Астафьеву исполнилось 17 лет, и по закону он больше не мог оставаться в детдоме. К этому моменту он закончил только шесть классов — его несколько раз оставляли на второй год из-за проблем с арифметикой.
А
«Я должен был начинать самостоятельную жизнь, кормить и одевать сам себя, думать о дальнейшей судьбе», — писал он.
А
Мечты о высшем образовании он отложил: на учебу не хватало денег.
А
Астафьев пошел работать на завод коновозчиком, затем поступил в железнодорожную школу.
«Война — везде и всюду»
Занятия в железнодорожной школе начались в декабре 1941 года, а закончились в мае 1942-го. К этому моменту вовсю шла Великая Отечественная война, ее отголоски были слышны в Красноярском крае. Туда спешно эвакуировали жителей европейской части России, налаживали производство военной техники.
А
«Всегда думал, что война — это бой, стрельба, рукопашная, но там, где-тодалеко-далеко. А она вон как — везде и всюду, по всей земле моей ходуном ходит, всех к борьбе за жизнь требует и ко всякому своим обликом поворачивается».
Виктор Астафьев, «Где-то гремит война»
Астафьев, как и многие его сокурсники, не захотел оставаться в тылу и пошел добровольцем на фронт. В первых боях он участвовал уже в конце 1942 года. На войне сменил несколько специальностей: служил разведчиком, водителем и связистом. Воевал на Первом Украинском фронте, участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, форсировании Днепра, наступлении Красной армии под Каменцем-Подольским.
А
Во время войны Виктор Астафьев получил несколько наград: ордена Красной Звезды, медали «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
А
В боях под польским городом Дукла осенью 1944-го Астафьев был ранен и несколько месяцев провел в госпитале. После лечения от строевой службы его отстранили, и победу он встретил во вспомогательных частях Первого Украинского фронта в Ровно. Там же познакомился со своей будущей женой — медсестрой Марией Корякиной. Они поженились вскоре после войны и переехали в Пермскую область, в родной город Марии Корякиной — Чусовой.
Первые книги и журналистские работы
Фронтовые ранения мешали Виктору Астафьеву работать по основной специальности, позже он писал: А
«А что я, год назад начавший бриться солдатик, от ранения потерявший зрение правого глаза и по этой причине единственную свою профессию — составителя поездов, еще совсем недавно рядовая окопная землеройка с шестиклассным образованием, мог знать? Я даже род войск капитана не различил по погонам».
Виктор Астафьев, «Веселый солдат»
А
За первые послевоенные годы Астафьев сменил несколько профессий: дежурный по вокзалу, слесарь, рабочий литейного цеха, кладовщик, подсобный рабочий. Такая жизнь ему быстро надоела: он даже расстался с женой и уехал домой, в Сибирь, однако вскоре вернулся в семью. В 1947 году у Астафьевых родилась дочь Лидия, но прожила она всего полгода. Смерть дочери усугубила разлад в семье, и Виктор Астафьев вновь уехал из Чусового.
А
Не остановила его даже вторая беременность жены. Вернулся в семью он уже после рождения дочери Ирины, устроился в артель слесарем и решил закончить среднюю школу. В 1950 году у супругов родился сын Андрей.
А
Астафьев не мог заниматься тяжелой работой, устроился вахтером в колбасный цех. Жизнь скрашивали встречи литературного кружка при местной газете. Именно они вдохновили его на написание первого художественного произведения. В 1951 году рассказ «Гражданский человек» напечатали в городской газете «Чусовской рабочий».
А
Следующие несколько лет Астафьев работал журналистом «Чусовского рабочего».
А
«Для журналиста в общем-то была возможность развернуться. Но надо помнить, что грамотешка у меня была довоенная — шесть групп, фронт дал, конечно, жизненный опыт, но культуры и грамотности не добавил. Надо было все это срочно набирать. Правда, я даже в окопах ухитрялся книжки иметь и читать. Я знал, что предложение должно заканчиваться точкой, но вот где оно, предложение, заканчивается, точно не представлял», — вспоминал писатель.
А
В 1953 году в Перми напечатали первую книгу Астафьева — «До будущей весны». В 1954 году он отправил в редакцию журнала «Новый мир» черновик повести «Кража», но там его не приняли. Неудача не остановила Астафьева — он продолжил работать над «Кражей» и другими произведениями. В 1957 году он устроился корреспондентом на Пермское областное радио. А
«Наше радио, конечно, нечто ужасное: трескотня, резонерство, ложь. Деньги платили хорошие, да, но это состояние духа вступило в непреодолимое противоречие с тем, что я пытался выразить в писательской работе. С тех самых пор тружусь только за столом, воюю только с листом чистой бумаги».
Виктор Астафьев, «Мечта о передовице»
А
В 1958 году Астафьев стал членом Союза писателей СССР. Рассказы писателя начали публиковать в Москве, в том числе в крупных журналах — «Новый мир» и «Молодая гвардия». В конце 1950-х годов увидели свет повести «Перевал», «Звездопад» и «Стародуб». Вскоре Астафьев отправился в Москву и поступил на Высшие литературные курсы Литературного института им. А. М. Горького. А
«Во время учебы на Высших литературных курсах раздвинулись рамки моей окружающей среды. Москва с ее театрами, концертными залами, выставками, первоклассными преподавателями, единомышленниками и друзьями, много изведавшими, испытавшими, уже добившимися в литературе заметных успехов, — все-все способствовало духовному просветлению и нравственному усовершенствованию».
Виктор Астафьев, «Подводя итоги»
А
«Русский Север покорил сразу»: Пермь и Вологда
В 1962 году Астафьев с семьей переехал в Пермь. Купил небольшой дом в уральской деревне Быковка, о которой говорил: «В Быковке не было никаких условий, кроме главного — там мне всегда хорошо работалось».
А
Там закончил повести «Кража» и «Последний поклон». В Перми Виктор Астафьев создал первую редакцию одного из главных своих произведений — повести о любви во время войны «Пастух и пастушка», которую называл современной пасторалью.
А
В 1970 году Астафьевы переехали в Вологду, где в то время жили известные советские писатели — Николай Рубцов, Александр Яшин, Василий Белов. Астафьев познакомился и быстро подружился с ними.
А
В Вологде он также попробовал себя в драматургии и создал две пьесы — «Черемуха» и «Прости меня».
А
В 1976 году была опубликована книга «Царь-рыба» о вмешательстве цивилизации в жизнь провинции. Именно «Царь-рыба» принесла Астафьеву всесоюзную известность. Однако напечатать книгу целиком удалось не сразу: Главное управление по охране государственных тайн в печати изъяло из рукописи две главы — «Норильцы» и «Дамка». Цензоры посчитали повесть «дерзкой, чуть ли не антисоветской продукцией». В урезанном виде «Царь-рыба» была опубликована и завоевала любовь читателей. Два года спустя, в 1978-м, повесть вышла отдельным изданием. Вскоре она удостоилась Государственной премии СССР и была переведена на множество иностранных языков, но без цензурных изъятий вышла только в 1990-е годы.
«Вернулся помирать»: последние годы жизни Астафьева
В 1980 году Виктор Астафьев решил вернуться на историческую родину — в Красноярский край. Здесь начался новый период его творчества. В это время он писал как художественную прозу, так и публицистику.
А
Купил в родной деревне Овсянке дом, где жил летом, зимой возвращался в красноярскую квартиру. Оттуда открывался вид на реку и деревни вдали. На вопрос «Зачем вернулся в Овсянку?» отвечал: «Вернулся помирать».
А
Большую часть своих произведений Виктор Астафьев писал по воспоминаниям и впечатлениям. Однако его отношение ко многим событиям постепенно менялось. В январе 1986 года в журнале «Октябрь» опубликовали книгу Астафьева «Печальный детектив», где показал бюрократию и преступность начала 1980-х годов. Критики заметили, что Астафьев, раньше воспевавший сибирскую деревню, теперь показал ее темные стороны. Его упрекали за мрачность этого произведения.
А
В эти же годы писатель переосмыслил и тему войны — он работал над романом «Прокляты и убиты», признавался, что это произведение отняло у него слишком много сил, а критики заметили, что автор ожесточился и утратил присущий ему светлый взгляд на мир. А
«Устал я, душевно устал, надсадился с литературой, поэтому гоню со двора интервьюеров всяких и газетчиков, и всякий любопытствующий народ. Одиночества и тишины хочется, устал я от гнетущей памяти о войне, от ожидания чего-то вечного, еще более худого».
Из книги Юрия Ростовцева «Виктор Астафьев» из серии «ЖЗЛ»
А
Как признавался сам писатель и подтверждали его друзья, работа над книгой была очень тяжелой. К концу жизни Астафьев устал от нее. Повлияло на его решение и то, что роман получил противоречивые отзывы: например, литературный критик Валентин Курбатов заметил, что «Прокляты и убиты» — это «самая мучительная в русской литературе книга».
А
29 ноября 2001 года Виктор Астафьев умер. Писателя похоронили на деревенском кладбище недалеко от его родной Овсянки, рядом с дочерью Ириной.
Интересные факты
***
Один из самых необычных литературных памятников России связан с повестью Астафьева «Царь-рыба».Его установили в 2004 году, к 80-летию писателя, на смотровой площадке недалеко от Овсянки. Статуя изображает енисейского осетра — ту самую царь-рыбу.
***
В 1999 году в Красноярске представили балет по повести «Царь-рыба». В спектакле участвовали артисты Большого театра. Музыкальной основой постановки стала симфоническая поэма композитора Владимира Пороцкого. Создатели балета подчеркивали, что их «Царь-рыба» сильно отличается от книги Виктора Астафьева, но опирается на нее.